Вспомним, о чем шла речь: ":На двенадцатом году пенсионерского стажа потребовалось мне воспользоваться льготой, что предоставил Федеральный Закон от 19 февраля 1993 года. Его статья 34 утверждает, что у меня, северянина, есть "право на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно". Закон отлично учитывает конкретные условия территории, ее тружеников. Двенадцать лет эта статья работала без сбоев, без заметных злоупотреблений. Человеку верили, и он оставался верным. Вернувшись из поездки, заполнял авансовый отчет, прикладывал к нему билеты (чем и заканчивалось бумажное оформление отдыха) и получал положенную компенсацию. Так было даже в самые кризисные времена. И вот мне предстояло лично, своим опытом, тоже доказать это. Не доказал. Оказалось, что в 2005 году бюрократы издали многопунктовые "Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам..." Выясняется, что авансового отчета и билетов сейчас недостаточно. Стали нужными и выписка из трудовой книжки, и копия паспорта, и заявление, и "другие документы...". Удивился я в тот раз, зайдя в Каларское отделение Пенсионного фонда, которое возглавляет Татьяна Глущенко, поскольку знал: названные бумаги, исключая заявление и новоявленные "другие документы", давно имеются в ее распоряжении. Но еще больше дивлюсь тому, что последовало за публикацией. Оказалось, все то, что предшествовало ей, - это только "цветочки". Во-первых, позицию районного чиновника полностью поддерживает и Сергей Пищерский, управлящий отделением Пенсионного фонда РФ по Забайкальскому краю, и без его решающего слова каларская Татьяна Глущенко мало что значит. Во-вторых, она и в мыслях не допускает, что те "Правила компенсации" могут быть нежизненными и, соответственно, изменены. В-третьих, поток направлений от пенсионеров в местный суд стал настолько широким (даже бланки для этого изобрели и выдают их соискателям компенсаций чуть ли не насильно), что суд этот возмутился и в районной газете раскрыл подлинное лицо бюрократов от Пенсионного фонда. И между двумя довольно солидными организациями встала мощная стена. На мой вопрос, будет ли что меняться после этого выступления суда, было решительное "нет, я не в силах". Ссылаясь на "Правила", отделение требует "документы, подтверждающие время пребывания в санатории, профилактории, доме отдыха либо в ином месте, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха". Свое вмешательство в частную жизнь закон от 1993 года ограничивал лишь сведениями о "месте отдыха" стариков. Нынешние бюрократы хотят знать куда больше. И не просто знать, а получить в руки доказательные бумажки, проще говоря, перестраховаться в выдаче компенсации. И стремление это пока лишь нарастает - в процесс включаются нотариаты, частные лица (свидетели), администрации по "месту отдыха" и прочие адресаты, где могут состряпать искомое доказательство. И что на таком фоне значит статья 19 Конституции РФ, гарантирующая равенство прав и свобод гражданам страны? Районный суд прямо заявляет, что система ставит малоимущих "в неравное положение с теми, кто отдыхает организованно - по путевке, курсовке и иным документам". Любопытно вот что: и районное отделение Пенсионного фонда, и районный суд защищают интересы одних и тех же людей. Но защищают, опираясь на разную правовую базу, и та, и другая стороны считают себя правыми. Давайте и мы попробуем оценить эту базу. Фонд в лице своих представительств в районе и области опирается в основном на "Правила", утвержденные постановлением Правительства РФ 1 апреля 2005 года. Хотя уже через год стало очевидно, что "механизм исполнения", заложенный в этом документе, недееспособен, нежизненный. И Министерство здравоохранения и социального развития страны издает письмо, которым, в частности, указано, что свидетельствами, доказывающими "пребывание пенсионера в местах отдыха могут быть любые документы, подтверждающие нахождение его в местах лечения либо отдыха, в том числе и организованного им самостоятельно". Обратим внимание на отдых или лечение, организованные "самостоятельно". Неужто чиновникам от Пенсионного фонда невдомек, что на их выплаты большинству старичков не купить путевку или курсовку, а потому остается воспользоваться только своими услугами? Кстати, чаще всего гораздо более эффективными, нежели путевочные. Таков первый документ, на который опирается районный суд, выступая против местного отделения фонда. Верховный суд РФ утверждает: у пенсионеров Севера есть "право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории РФ и обратно и в том случае, если отдых осуществляется ими в месте, где не предоставляются услуги по организации отдыха". Еще категоричнее высказался Конституционный суд РФ: "решающее значение для компенсации транспортных расходов имеет цель поездки - отдых, а не форма его организации". Заметим: только что названные директивы не открывают какие-то новинки, они лишь предписывают вернуться к тому, что уже было. Было при той, советской системе, которую хотят вымести со всеми потрохами нынешние реформаторы. Вывод: правовая база районного суда куда как солиднее той, что в распоряжении фондовых отделений. Но пока парадом командуют именно они. Они не облегчают пребывание льготников на этом свете, они превратили простое и понятное дело в бюрократическую волокиту. Кстати, такой вариант видела та, советская система, а потому она не доверяла исполнение этой льготы пенсионной службе. Так не пора ли нам вернуться к тому, что достаточно испытано, жизнью доказано? |