Сразу оговорюсь, что под понятием ветеран я подразумеваю: ветеран, инвалид, пенсионер. В «Красной звезде» от 3.03.09 г. прошла небольшая публикация «Грядёт монетизация льгот ЖКХ». Возможно, не все её прочитали, возможно, не придали особого значения, а зря. По своим разрушительным последствиям она сравнима с печально известным 122-м Федеральным законом, вызвавшим волну негодования у всех ветеранов. Что же придумали местные власти? По разъяснениям председателя комитета по социальной защите населения Е. Дудниковой, в соответствии с требованиями ст. 160 ЖК РФ и Федерального закона № 185-ФЗ от 21.07.07 г., с 1 октября с.г. будет проводиться замена льгот денежной компенсацией. Смотрим ст. 160 ЖК РФ: «1. Отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг», а ст. 14, 185-ФЗ также носит рекомендательный характер. Как видно из текста обоих законов, замена льготы денежной компенсацией не носит обязательного характера. В газете за 12.03.09 г. появилось уведомление комитета социальной защиты населения. В нём сказано, что монетизация проводится по решению губернатора, который, якобы, выполняет поручение Президента. Возникает вопрос: а что, в Москве, Коми и других субъектах РФ, которые отказались проводить монетизацию, не получали такого поручения? Ну, а если губернатор принял решение, «затрагивающее права и обязанности граждан», то, в соответствии с ч. З, ст. 15 Конституции РФ, это решение должно быть опубликовано. Объявленная комитетом соц. защиты монетизация оплаты льгот ЖКУ не легитимна, т.к. не опирается на правовой документ. В настоящее время льгота предоставляется в натуральном виде, т.е. в квитанции с вас снимают 50% стоимости услуг ЖКХ, и всё. Что предусматривает монетизация: а) написать заявление на компенсацию льготы; б) открыть банковский счёт, на который будет перечисляться компенсация; в) заплатить полную сумму стоимости услуг ЖКХ; г) представить квитанцию об уплате; д) после чего вам перечислят на ваш р/счёт в банке денежную компенсацию, но не 50% от стоимости услуг, как было раньше, а компенсацию в пределах социальной нормы. Как объясняет Е. Дудникова: «если у вас площадь квартиры 70 кв. м, то компенсации подлежит 50% от социальной нормы. Норма эта такова: для 1 человека - 33 кв.м; для 2-х - 41 кв.м; для 3-х и более человек - 18 кв. на человека, все оставшиеся кв. метры - за свой счёт. Если раньше льготник платил, скажем, 1500 рублей в месяц, то сейчас ему нужно будет уплатить 3000 рублей и ждать, когда денежная компенсация поступит на его расчётный счёт в банке. А поступит она не в полном объёме, а с учётом социальной нормы. Не все льготники в состоянии оплатить сразу полную сумму стоимости услуг ЖКХ и ещё ждать, когда поступят деньги. Кроме того, льготники лишаются значительных сумм, т.к. будет компенсироваться только оплата социальной нормы жилья. В трудной ситуации, граничащей с банкротством, могут оказаться и управляющие компании, ТСЖ и ЖСК, а также поставщики услуг. Комитет по социальной защите населения не провёл разъяснительную работу о порядке применения решения о монетизации льгот ЖКХ, но уже требует писать заявления от граждан, т.е. «втёмную». В выигрыше от этого эксперимента окажутся только местные власти, т.к. от государства они будут получать дотации в прежнем размере, а отдавать льготникам, скажем, половину, и финансовые структуры, управляющие персональными счетами льготников. Инициатива, которая затронет интересы нескольких десятков тысяч жителей района, проводится в условиях экономического кризиса, роста цен на товары первой необходимости, неуверенности в будущих доходах семей. Монетизация льгот ЖКХ значительно ухудшает материальное положение граждан, получающих льготу в натуре, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 55 Конституции РФ. Применение социальной нормы жилья при расчётах оплаты услуг ЖКХ не предусматривается Жилищным кодексом РФ. Вывод: монетизация льгот ЖКХ в нынешнем виде противоречит законодательству РФ, а проведение её в период кризиса и социальной напряжённости - преступно. Мэр г. Москвы Ю. Лужков после встречи с ветеранами отменил монетизацию. Это говорит о том, что где имеются сильные, «зубастые», не зависимые от власти ветеранские организации, там в полной мере достигается успех по защите прав ветеранов. Так было и с перерасчётом пенсий военных пенсионеров. Нарушения прав граждан происходят не только при издании нормативно-правовых актов местными властями. Они очень часто происходят при общении граждан с чиновниками, и каждый чиновник сам себе закон. Вот здесь особенно важна роль ветеранской организации по защите прав отдельных граждан. Приведу примеры. Летом 2006-2007 гг. не было несколько месяцев горячей воды. Своим распоряжением директор РКЦ Г. Ковалёва (теперь она работает зам. главы районной администрации) издала распоряжение не оплачивать ветеранам компенсацию за горячую воду. Когда я и ещё один член руководства нашей организации спросили, на каком основании не выплачивается компенсация, то нам представили документ, который никакого отношения к этому делу не имеет. Потребовалось обращение в прокуратуру, после представления которой, не выплаченная компенсация была возвращена в виде перерасчёта всем ветеранам района. На протяжении 2-х лет председатель комитета по социальной защите населения Е. Дудникова отказывалась предоставлять льготу инвалиду по месту проживания. Потребовались несколько судов, в т.ч. кассационной и надзорной инстанции в С.-Петербурге. Не помогли ей и юристы областного правительства. Суд обязал произвести перерасчёт льготы по месту проживания, а также взыскал в пользу инвалида денежную сумму за причинённый моральный вред. Таких моментов могло бы и не быть, если бы чиновник знал, что за права ветерана вступится общественная организация. Тем не менее, мы готовы сотрудничать с любыми общественными организациями, готовы к конструктивному диалогу с властью, но жестко и последовательно будем защищать права и отстаивать интересы ветеранов. |