«Статус» тех, кто еще недавно относился к категории федеральных и региональных льготников, можно сказать, изменился с 1 января 2009 года. Замена льгот деньгами сделала всех прежних льготников получателями денежных компенсаций за жилищно-коммунальные услуги. В соответствии с федеральным законом оплата этих услуг должна происходить в полном объеме, а выплата компенсаций производиться с 50-процентной скидкой. Процесс выплаты, начавшийся месяц назад (в феврале - за январь), вызвал у льготников столько обид, недоумения и слез, обернулся таким шквалом вопросов, что возникла необходимость обратиться за разъяснением к первому заместителю министра труда и социального развития республики Евгении Столбиной. - Евгения Владимировна, никто из обратившихся в редакцию льготников не получил той суммы, на которую рассчитывал. К примеру, заплатив за ЖК-услуги (кто 1500 рублей, кто 1800 рублей), читатели стали сообщать, что компенсационные выплаты не превышают 200-300 рублей, а у кого-то они настолько малы, что в ведомостях стоит пометка «не выдавать». Или звучит такой вопрос: одному соседу деньги принесли в конце февраля, а другому - ничего, хотя уже март на исходе. В ожидании обещанных февральских компенсаций и те, кто открыл счета в сбербанках... Люди просто в шоке, потому что, заплатив из пенсии и за январь, и за февраль, а кто-то уже и за март, остались, по сути, ни с чем: компенсации пришли не всем, а те, что пришли, вызвали вопросы. Вот с таких «неудобных» вопросов приходится начинать наш с вами разговор. То, о чем сейчас повсеместно говорят, какую дают оценку происходящему и что предлагают, отражает редакционная почта. Вот одно из таких писем: «В январской ведомости нет сведений, за что именно нам принесли компен сацию: то ли за газ, то ли за воду, то ли за отопление... Пожалуйста, попросите тех, от кого это зависит, чтобы указывали в ведомости эти сведения». Подготовка к монетизации льгот шла целый год, о чем Министерство труда и соцраз-вития неоднократно сообщало в средствах массовой информации. Не обидно ли слышать столько претензий? Может, пока не поздно, вернуться к прежней системе? ! - Начнем с последнего предложения - о возврате к натуральным льготам. Дело в том, что процесс их замены денежными выплатами - не прихоть какого-либо региона или отдельно взятого министерства. Есть поручение Президента России от 23 февраля 2007 года, в соответствии с которым органам государственной власти субъектов РФ было предписано завершить до 2008 года переход к монетизации льгот. Закон обратной силы не имеет. Другое дело, что процесс, к которому органы социальной защиты действительно готовились заранее и провели очень трудоемкую и колоссальную работу, не обошелся без сбоев и ошибок. Однако, уточняю, произошли они по вине поставщиков коммунальных услуг. Сложности переходного периода обычно неизбежны, надеюсь, что все ошибки и шероховатости этого процесса будут преодолены, и люди поймут, в чем все-таки преимущества замены льгот деньгами. - Согласитесь, что людям все равно, по чьей вине произошли сбои и ошибки... - И тем не менее они должны знать, кому высказывать претензии. Во всяком случае органы социальной защиты менее всего виноваты в происходящем. Нашими службами выполнена невероятно сложная работа. На 150 тысяч получателей компенсаций составлена база данных. Разработана законодательная база по предоставлению социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг льготным категориям граждан. Открыты на каждого персональные социальные счета. Правительством республики утверждены условия и порядок предоставления социальных гарантий... - Евгения Владимировна, в республиканский Закон «О мерах социальной поддержки ветеранов», принятый в марте 2005 года, были внесены в ноябре 2008 года изменения. В результате прежние формулировки двух статей, в которых говорилось о 50-процентных скидках при оплате общей занимаемой площади жилья и оплате коммунальных услуг в пределах нормативов потребления, звучат в новой редакции. В ней нет ссылки на 50-процентный размер компенсаций, сказано лишь о том, что «социальные гарантии предоставляются в денежной форме». Читатели газеты спрашивают: может быть, потому и полученные ими компенсации столь невелики? - Законодательством не изменен 50-процентный размер компенсаций. Постановлением правительства республики от 30 декабря 2008 г. № 304 утверждены условия и порядок предоставления социальных гарантий всем льготным категориям граждан в размере 50 процентов занимаемой общей площади и 50 процентов коммунальных услуг - в пределах нормативов их потребления. Эти нормативы и тарифы для населения утверждаются администрациями местного самоуправления. Например, таблица тарифов и нормативов, действующих в г. Владикавказе, ранее была опубликована в газете «Северная Осетия», из которой можно узнать, из каких параметров складываются те самые 50 процентов компенсационных выплат. - Поясните, пожалуйста, поконкретнее... - Например, норма потребления электроэнергии составляет 75 квт/ч. И 50-процентную компенсацию льготник получает только из расчета этой нормы. Все, что сверх этой нормы, он оплатит в полном, т. е. 100-процентном, объеме. Точно также производятся расчеты по всем другим видам коммунальных услуг, нормы потребления которых были указаны в таблице. Кстати, каждой районной администрацией приняты свои нормы потребления коммунальных услуг, за исключением тарифов на электроэнергию и газ, утверждаемых Республиканской службой по тарифам. - Вот вы сейчас все разложили по полочкам: есть нормы потребления, есть социальные гарантии, есть порядок выплаты... Почему же столько жалоб по поводу размеров компенсаций? - А это вопрос уже к предприятиям-поставщикам услуг. Согласно договору они должны представлять в органы соцзащиты до 7 числа наступившего месяца сведения, которые вносятся в персональный социальный счет льготника. Эти сведения подтверждают, что такой-то льготник такого-то числа столько-то заплатил в полном объеме за воду, техобслуживание, тепло, электроэнергию, газ, лифт и т. д. На основании этих сведений министерством переводится на лицевой счет получателя компенсация за каждый вид услуг в 50-процентном размере от нормы потребления. Т. е. мы, органы соцзащиты, сами самостоятельно начислить размер выплат не можем. Мы можем основываться только на той информации, которую получаем от поставщиков по фактическому потреблению услуг каждым льготником. Есть среди коммунальных предприятий такие, у которых существует твердая фиксированная сумма стоимости услуги. Это, к примеру, «Чистый город», лифтовое хозяйство. Но по другим видам услуг размер оплаты зависит от занимаемой площади, количества проживающих, наличия прибо ров учета и т. д. И вся эта информация по каждому из 150 тысяч человек должна быть нам представлена предприятиями-поставщиками от 7 до 10 числа каждого месяца, чтобы люди своевременно получили компенсацию 15-17 числа. - Но ведь не у всех есть возможность заплатить за услуги до 7 числа, многие пенсию получают позже. - В этом случае мы поставили задачу: сдавать сведения по ожидаемому потреблению, чтобы уже в следующем месяце делать перерасчет. Однако это предложение поставщики услуг оставили без внимания. И вообще выяснилось, что к своим обязанностям они относятся крайне безответственно: сведения предоставляют либо с нарушением сроков и искажением фактических данных, либо не предоставляют вообще. И в базе данных управлений социальной защиты в таких случаях против фамилий получателей стоит либо прочерк, поскольку отсутствуют сведения об оплате, либо содержатся недостоверные данные, которые и повергают получателей в настоящий шок. - И чем грозит такая безответственность поставщикам услуг? Есть рычаги воздействия на них? - Если ошибки с их стороны будут повторяться, а работа государственной важности целенаправленно блокироваться, то городская администрация должна решать вопрос о соответствии руководителей коммунальных предприятий занимаемой должности. Ведь эффективность новой системы предоставления льгот зависит от четкого взаимодействия всех ее участников: предприятий, оказывающих услуги, органов социальной защиты и финансовых органов. - Судя по возникшей острой ситуации, которую до сих пор «разрулить» не удается, об эффективности новой системы говорить преждевременно... - Остается извиниться перед; людьми за происходящие сбои в выплате компенсаций, за то, что процесс идет с таким трудом, хотя к их появлению Министерство труда и социального развития прямого отношения не имеет. Наша задача сейчас - повлиять на поставщиков и заставить их доплатить льготникам все те суммы, которые они недополучили. - Евгения Владимировна, вы не ответили еще на один вопрос, с которого мы начали разговор. Нельзя ли вместе с компенсациями вручать получателям сведения, за что именно они начислены, а за что - не начислены? Ведь у людей тогда отпадет необходимость отвлекать телефонными звонками работников социальных служб, выстаивать в очередях, трепать попусту нервы и терять время, а заодно и здоровье, ведь речь идет, увы, не о молодых людях... - Согласна, предложение заслуживает внимания. Но для его реализации нужны дополнительные финансовые средства, которых в республиканском бюджете нет. Ведь речь идет о 150 тысячах получателей компенсаций, а значит, о ежемесячном пакете документов в 150 тысяч страниц! Пока это, увы, нереально. Хотя выход из ситуации все-таки есть, и министерство предложило предприятиям-поставщикам услуг при приеме денег за ЖК-услуги отмечать в квитанциях, какой размер компенсации положен. Чтобы человек сразу знал: заплатил столько, норма потребления - такая-то. Компенсацию получит в таком-то размере. - Предлагаемый вами вариант нашел поддержку? - Обещали рассмотреть... |