Ухудшение макроэкономической ситуации ожидаемо приводит к снижению уровня жизни населения. Перед правительством стоит дилемма — как сократить расходы бюджета, при этом не только сохранив социально значимые статьи, но и увеличив их в соответствии с изменяющимися условиями. По данным Федеральной службы государственной статистики, за 2008 год россияне заработали 25 трлн 522,3 млрд рублей, а потратили 25 трлн 526,4 млрд рублей. Таким образом, расходы превысили доходы на 4,1 млрд рублей. Если же оценить отдельно последний квартал прошедшего года, то выяснится, что расходы были выше доходов на 166 млрд рублей. Хочется особо отметить, что такая картина наблюдается впервые с 1991 года. Даже в печально памятном 1998 году доходы граждан превосходили расходы на 1,7%. Объяснения этому явлению простые: население нашей страны было вынуждено в конце прошлого года тратить накопленные ранее сбережения, поскольку из-за кризиса резко снизился привычный уровень потребления. Разумеется, основной вклад в падение доходов внесла волна сокращений (как самих сотрудников, так и их заработной платы), прокатившаяся по предприятиям, а также серьезное обременение граждан кредитами. Кроме того, предпринятые правительством шаги по девальвации рубля ожидаемо привели к удорожанию импортных товаров, которым россияне отдавали предпочтение. При этом, как предупреждали эксперты и что в итоге нехотя признало правительство, ситуация продолжит ухудшаться, что повлечет в том числе дальнейшее сокращение доходов населения. Не стоит забывать, что происходить это будет на фоне возрастающих темпов инфляции. По первоначальному прогнозу Минэкономразвития, заложенному в бюджет-2009, инфляция в этом году составит 8,5%. Однако согласно уточненному прогнозу министерства, исходя из которого будет скорректирован бюджет, при цене нефти в $41 за баррель инфляция вырастет до 13% (напомним, что по итогам 2008 года она составила 13,3%). Показательно, что ведущие экономисты страны критически восприняли данные прогнозы. Например, глава Сбербанка Герман Греф заявил, что показатели инфляции в 13—15% «можно считать счастьем», а реальная инфляция, по его словам, может достичь 20—30%. При этом аналитики рынка предупреждают, что так называемая продовольственная инфляция, то есть рост цен на продукты питания, по итогам года может составить 25—45%. Пособия и барьеры В первую очередь от таких темпов роста цен пострадают самые незащищенные слои населения, тратящие на питание до 90% своих доходов. Как правило, это те, чье существование напрямую зависит от пенсий, дотаций, пособий — одним словом, от государства. Понимая это, правительство, в очередной раз приступающее к корректировке бюджета страны, заявляет, что социально значимые статьи расходов останутся неприкосновенными, а некоторые даже возрастут (см. таблицу). Президент России Дмитрий Медведев особо отметил, что основной приоритет — социальные обязательства государства. Так, например, пенсии в 2009 году будут повышаться четыре раза вместо ранее запланированных трех, о чем заявил премьер-министр Владимир Путин. Премьер дал Министерству финансов соответствующее поручение — зарезервировать необходимые ресурсы в рамках коррекции федерального бюджета на 2009—2011 годы. Напомним, что ранее пенсии предполагалось повышать в три этапа: 1 марта — на 8,7%, 1 апреля — на 17,5% и 1 декабря — на 26,5%. При этом Владимир Путин подчеркнул, что если инфляция будет выше запланированных параметров, правительство повысит пенсии еще и 1 августа. «То есть в этом году повышать пенсии мы будем четыре раза, и прошу Минфин запланировать эти ресурсы», — заявил премьер. Таким образом, Владимир Путин косвенно подтвердил мнения экспертов, считающих, что даже уточненный прогноз Минэкономразвития по темпам инфляции далек от реальности. Помимо пенсий в бюджет, естественно, вошли и прочие социальные выплаты, включая детские пособия и пособия по безработице. Как заявил Владимир Путин в ходе встречи с главой Минздравсоцразвития Татьяной Голиковой, уровень пособий и единовременных выплат также должен зависеть от уровня инфляции и соответствующим образом индексироваться. По состоянию на 1 февраля максимальный размер пособия по безработице составил 4 тыс. 900 рублей (их получают 33,4% безработных). Минимальный же размер составил лишь 850 рублей (такое пособие получают 51,3% безработных). При этом число даже официально зарегистрированных безработных продолжает увеличиваться. А ведь гражданин, получивший статус безработного, кроме непосредственно пособия по безработице может рассчитывать на целый пакет дополнительных компенсаций, включая, например, жилищные субсидии или пособия на детей. Учитывая рост числа безработных, возникает резонный вопрос: справится ли бюджет с дополнительной нагрузкой? Директор научных программ Независимого института социальной политики (НИСП), кандидат экономических наук Лилия Овчарова считает, что рост числа безработных не приведет к серьезному обременению бюджета, так как зарегистрированная безработица в разы меньше, чем общая безработица. «Поскольку на выплату пособий могут рассчитывать только зарегистрированные безработные, да и то не все, а подходящие под определенные критерии, мы считаем, что не будет серьезного наплыва безработных, претендующих на пособия. Таковых должно появиться не более 2 млн человек», — уверена Лилия Овчарова. Она также отмечает, что если число зарегистрированных безработных будет расти, государство начнет выстраивать дополнительные барьеры, чтобы ограничить приход этих граждан в службы занятости. Подобными барьерами могут служить бюрократические процедуры, например, необходимость сбора и предоставления дополнительных документов для подтверждения статуса безработного. Кроме того, Лилия Овчарова рассказывает, что сотрудники НИСП в регионах сталкивались с практикой, когда безработным в сельской местности предлагается кусок земли, чтобы они на нем работали и получали доходы от личного подсобного хозяйства. «Этот случай тоже рассматривается как предложение работы. При этом большинство сельских жителей от такого предложения отказываются и таким образом теряют свой статус безработного. Я видела целые муниципальные образования, где ни один сельский работник не зарегистрирован в службе занятости. Они оформляются как владельцы ЛПХ и поэтому не получают статус безработного», — говорит эксперт. Еще одним спасением для бюджета и в то же время неприятной ситуацией для работника служит сформировавшаяся отечественная технология: сотрудников формально оставляют на рабочих местах, но не платят заработную плату, переводят на неполный рабочий день или отправляют в административный отпуск. Причем возможна такая ситуация именно с попустительства государства. Лилия Овчарова рассказывает, что в первое время после начала кризиса все предприятия (в том числе бюджетные) ждали, какие последуют политические сигналы. «И такой сигнал был дан: несколько раз было артикулировано, что нельзя увольнять работников, при этом ничего не было сказано, например, про задержки заработной платы. Главное — не допустить официальной безработицы», — отмечает она. И продолжает: надо принять как данность, что в России экономические субъекты имеют свой опыт работы в кризисных ситуациях, который заключается в том, что кризис все спишет — то есть работникам можно не платить. |