Объясняется это то борьбой с инфляцией, то тем, что в ПФР образовались большие, чем планировалось, суммы. _ Оба объяснения верны. По законодательству, в бюджете нынешнего года было заложено три индексации. Но в связи с ростом инфляции был, во-первых, изменен сам индекс; во-вторых, будет еще одно, внеплановое, повышение страховой части пенсии. Напомню, что пенсия россиян состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной (как обязательной, перечисляемой работодателем, так и добровольной _ на эти отчисления решается сам гражданин). Базовая часть устанавливается в твердой сумме. Повышение этой части пенсии уже произошло в марте и составило, как и планировалось, 8,5%. Будущее декабрьское повышение предполагалось на 26,45%, но этот процент уже увеличили до 31,4%. Вторая часть, страховая, в отличие от базовой зависит от стажа и заработка конкретного человека до 2002 года, а также от суммы страховых взносов после этой даты. Страховые вносы поступают от работодателей напрямую в Пенсионный фонд и идут на покрытие текущих пенсий _ и выплаты эти зависят от наполняемости бюджета ПФР. В этом году в бюджете Пенсионного фонда образовался профицит _ поэтому удалось повысить страховую часть пенсии: с 1 апреля ее проиндексировали не на запланированные 15,6%, а на 17,5%. И собираются повысить еще раз _ с 1 августа: это будет внеплановая индексация, предположительно она составит 7,5%. В результате этих четырех индексаций в 2009 году средний размер трудовой пенсии должен превысить прожиточный минимум пенсионера в 1,3 раза _ на 0,7% сверх роста цен. _ Чтобы подытожить со страховой частью: в следующем году с учетом кризиса у Пенсионного фонда будет, скорее, дефицит средств. _ Конечно, при дальнейшем спаде производства и страховые взносы в ПФР с единого социального налога уменьшатся. Пока денег в пенсионном фонде достаточно, но в случае дефицита вступит в силу субсидиальная ответственность государства перед гражданами: недостающие средства будут покрываться из Фонда национального благосостояния. _ Третья часть пенсии _ накопительная. Сначала появилась информация о том, что эту часть предполагается убрать, потом тут же вышло официальное опровержение... _ Ну а что здесь можно комментировать? Опровержение от минздравсоцразвития было дано сразу; высказывания о какой-то корректировке накопительной части пенсии не имеют под собой даже законопроекта. Более, того, действует Закон # 56-ФЗ о софинансировании со стороны государства именно накопительной части пенсии. Напомню, на накопительную часть средства перечисляет работодатель, но, если человек хочет, чтобы этих накоплений было больше, он переводит на свой пенсионный счет 2 тысячи и более рублей в год, и тогда государство софинансирует эти накопления в таком же объеме, от 2 до 12 тысяч рублей в год. Часто возражают: ну буду я в течение нескольких лет платить по 12 тысяч в год, ну добавит столько же государство _ но на пенсии это скажется не более чем прибавкой в 500 рублей. Однако не забывайте, что, во-первых, вы будете получать эту прибавку гарантированно каждый месяц; во-вторых, эти деньги до наступления пенсии будут инвестироваться и, не исключено, сумма возрастет. _ Как охотно петербуржцы отчисляют дополнительные накопления на пенсию? _ Я бы сказала _ неохотно по сравнению с данными в целом по стране. В России количество граждан, вступивших в программу софинансирования, _ 1 миллион 267 тысяч 683. В Петербурге _ всего 9242; это мало для почти пятимиллионного города. В основном в этой программе решили участвовать граждане 40 _ 50 лет, то есть те, кто пойдет на пенсию в ближайшие 10 лет. И, по нашим данным, средства они перечисляют не маленькие _ из расчета 10 _ 12 тысяч в год. Очень плохо, что пока об этом не задумывается молодежь. Очень плохо. Потому что мы все хотим иметь достойную пенсию, но сами к этому усилий не прикладываем. Для того чтобы получать хорошую пенсию, надо участвовать в уплате страховых взносов минимум лет 30 _ 35. Но и этого мало. В России задана планка: достичь такого уровня средней пенсии, чтобы она составляла 40% от зарплаты. Сейчас в нашем субъекте Федерации пенсия составляет примерно 30% от зарплаты. Теперь давайте посчитаем: даже при достижении планки в 40% человек, зарабатывающий, допустим, 20 тысяч рублей (сумма неплохая), на пенсии будет получать не больше 8 тысяч рублей. Конечно, прожить на это можно, тем более что пенсионеры имеют различные льготы. Но если говорить не о том, чтобы <прожить>, а о том, чтобы жить достойно _ путешествовать, ходить в театры и так далее, _ то 8 тысяч рублей после 30-летней работы и выплаты страховых взносов мало кого удовлетворят. Тем более что пенсионеры сейчас более активные _ возрастные границы сместились, мы уже и 80-летних не рассматриваем как глубоких стариков. Я всегда повторяю: в мире принято откладывать на пенсию. Государство через налогообложение обеспечит только некий минимум, чтобы именно <прожить>. Дальше человек должен решать сам: какой уровень жизни на пенсии ему необходим. Мы ведь, работая, формулируем свои желания и стремимся их достичь: если нужна машина или квартира, стараемся экономить, заработать больше. Но почему-то не понимаем, что если хотим иметь пенсию получше _ нужно и откладывать больше. _ Программа софинансирования предполагала, что некоторые работодатели сами будут выплачивать дополнительную накопительную пенсию за своих сотрудников _ для поощрения. Работодатели на это пошли? _ В Петербурге оказалось лишь несколько таких работодателей. Сейчас многое пытаются объяснить кризисом, но у нас не такое критическое положение, которым все можно объяснить. Это, скорее, пассивность _ и работников, и работодателей. _ К тому же петербуржцы не стремятся управлять своими пенсионными накоплениями _ оставляют их в государственном пенсионном фонде. _ Да, к нынешнему моменту только 10% петербуржцев управляют своими пенсионными средствами, отдавая их в негосударственные пенсионные фонды или управляющие компании. Остальные, так называемые молчуны, оставили деньги в ПФР. Государственному пенсионному фонду от этого никакой выгоды нет: мы не получаем с них доход. Наоборот, государство рассчитывает, что, пока пенсионные накопления небольшие, граждане научатся правильно распоряжаться своими деньгами, понимать рыночные механизмы. Наибольшую активность в этом плане петербуржцы проявляли в 2007 году, но уже в 2008-м активность пошла на убыль. Вероятно, потому, что граждане рассчитывали на быструю доходность и не поняли главной особенности этих средств: это <длинные> деньги. Это не тот случай, когда вы увидели в конце года, что доходность вложений упала _ и надо срочно менять пенсионный фонд или управляющую компанию. <Длинные> деньги _ это вложения в инвестиционные проекты, которые принесут доход через длительный промежуток времени. Чтобы получить ощутимую прибыль, деньги должны работать на определенный проект (например, на строительство) 10 _ 15 лет. _ Вы говорите, граждане довольно пассивны. Может, люди как раз сознательно оставляют деньги в государственном пенсионном фонде _ потому что больше ему доверяют; а дополнительные накопления не делают потому, что сейчас покупают недвижимость _ как верное обеспечение в старости. _ Вы знаете, это порочная практика. Не исключено, что когда-нибудь это купленное жилье будет решать вовсе не проблемы самого пенсионера, а проблемы его детей-внуков, а сам человек останется с пенсией, на которую он дополнительно ничего не откладывал. Возможно, купленное когда-то жилье пенсионер будет сдавать и жить на это, но жилье ветшает, а на ремонт денег не будет, потому что деньги обычно тут же проедаются. |